giovedì 28 luglio 2011


Ботанический сад моего детства

В Москве, по-моему, целых три Ботанических сада: где-то на Ленинских горах Ботанический сад МГУ, бывший Аптекарский огород Петра на проспекте Мира и Главный Ботанический сад Академии Наук на Ботанической улице. В двух первых я, коренная москвичка в третьем, можно считать, поколении, никогда не была!! Зато в последнем прошло мое детство, за исключением летних, «дачных», месяцев. Не знаю, почему Ботанику назвали садом, ведь по существу это - парк, но в моем детстве была четкая разница между Останкинским парком (вход бесплатный) — заросшим, заброшенным, в который ходили с близлежащих предприятий «отмечать» или через него шли на ВДНХ через «дырку» (вход на ВДНХ был платный, поэтому периодически в заборе появлялись и заделывались дырки) и ухоженным Ботаническим с кассиршей у входа в летние месяцы, розарием, коллекцией сирени, георгинов, флоксов, Фондовой оранжереей (однажды, когда там чистили пруд, рабочие позвали меня внутрь – посмотреть лотосы, меня переполнял восторг, я хотела поделиться им с бабушкой, развернулась, чтобы помчаться во всю прыть, и свалила большой цветочный горшок, стоявший в дверях. Поскольку я уже была как бы выбегала из оранжереи, да еще мне стало так страшно от того, что я наделала, я не остановилась, не вернулась, не извинилась. Года два я боялась гулять в той стороне, боялась, что меня узнают и начнут ругать)....
Заходишь в парк: черные чугунные ворота между белых колонн, а если закрыто – ищешь дырку в заборе, лазейку, выпиленный прут и по широкой дороге идешь прямо, мимо лужайки с левой стороны, мимо кустов орешника, мимо фонтана и розария — справа. Чур, на трещины в асфальте не наступать! А из трещин лезут к свету одуванчики, трава-повелика, клевер. Кажется, что они-то и проломили асфальт своей неистовой жаждой жизни.
Мои любимые места: Кавказские горы, мостик и детская площадка около пруда, на ВДНХ. Но до всех этих мест идти далеко – не успеешь дойти, надо уже домой возвращаться, к обеду – в детстве у нас все было по часам, все подчинено режиму, поэтому нас туда мы ходили редко. Иногда бабушка брала с собой в бутылочке из-под кетчупа морс или какую-нибудь разведенную в воде “заготовку” например, черную смородину с сахаром, бутерброды с колбасой, и мы ели на лавочке в парке, или на стволе нависшей над прудом ивы, болтая в воде босыми ногами! Вот это счастье!!!! Не знаю, почему мы называли это место Ботанического “Кавказские горы” - было ли это официальное название и сознательная попытка воссоздать ландшафт Кавказа с присущей ему Флорой, или же сюда свезли оставшиеся после какого-нибудь строительства груды земли и строительного мусора, со временем они обрасли травой и кустарником и превратились в “горы”? Первая версия мне кажется более правдоподобной. В то время было принято демонстрировать дружбу народов и достижения союзных республик. Вот горы и стали Кавказскими, а та самая детская площадка около пруда – Прибалтийской. В ней, действительно, было что-то “западное”, “не советское” - разнообразие ли качелей, горок, лесенок и прочих атрибутов детской площадки, имевших здесь какую-то особую форму, особую элегантность, “дизайн”, чем и отличались от стандартных детских площадок, скучных и однообразных, яркий ли цвет, не знаю. Но я до сих пор помню приятную гладкость красных и желтых качелей, извилистую лестницу, закручивавшуюся спиралью, пластиковую, очень скользкую горку. Но и Кавказские горы были ничуть не хуже – в детстве они казались действительно высокими! Так что пока добирался до большого камня на вершине, - обязательно бегом! - перехватывало дыхание.
А еще был розарий: благоухание роз всевозможных форм: штамбовых, плетистых, кустовых, сортов и оттенков, шуршащий гравий дорожек, уютная каменная скамейка напротив пруда с фонтаном, откуда вода сбегала в нижний пруд. Уютная скамейка под березой, рядом с оранжереей. Сначала можно было полюбоваться цветами на опытном поле: весной сладко пахнувшие подушки алиссума, нарциссы, тюльпаны и сирень, летом львиный зев, левкои, флоксы, пионы, осенью астры, гладиолусы и георгины, бархотки, а потом устроиться на облюбованной скамейке и поиграть с бабушкой в куклы...
Розарий давно пришел в упадок. Розы (неразворованные) выродились, все клумбы заросли травой, вместо гравия – кирпичного цвета асфальт, в пруду плавают куски пенопласта, пакеты, бутылки... А на месте опытного поля гигантским скелетом уже больше 10 лет стоит остов новой гигантской оранжереи...
Вообще в детстве парк казался огромным, безграничным, в нем еще были “труднодоступные” места и неизведанные тропы. Это с возрастом, когда он весь был исхожен вдоль и поперек, когда мы не просились “на ручки” и быстрым шагом доходили до Кавказских гор и Главного входа, парк сжался и потерял привлекательность неизведанного. Как современный мир, где все материки и острова уже давно открыты, нанесены на карту и изучены.
Вот то, что я помню о своем первом Ботаническом саду, потом к нему прибавились Ленинградский ботанически сад — он запомнился извилистыми стволами лиственниц, компактностью территории, насыщенной разнообразыми растениями. Потом был еще Никитский ботанический сад, Ботанический сад на Соловках (!), Парижский, Сиенский, Флорентийский, Ботанические сады в Лукке и Любляне. Но это уже другой рассказ.

Nessun commento:

Posta un commento