mercoledì 31 agosto 2011


Первое, что поразило меня в Казерте — контраст между парком и городом. Город казался наполовину вымершим не только в смысле отсутствия населения — это легко можно списать на август — традиционное время летних отпусков, но и в смысле общего впечатления заброшенности и запустения. Повсюду недостроенные дома, и дома на разных стадиях разрушения. Отчасти тень запустения коснулась и самого дворца и парка. Второе, что поразило — размах. В справочнике парк назван величественным, его территория — 122 гектара. Строительство началось в 1753 году по повелению Карла Бурбона, и от внимательного посетителя не скроется зависть — а потому подражание, а следовательно, вторичность, Версалю. Хотя, наверное, почти все «классические» европейские сады 18 века «выросли» из Версаля. Также как сады Ренессанса и Барокко — из итальянских садов. В Версале не была, но Петергоф лучше! Это выражается в ухоженности, прежде всего, и в насыщенности, не только в смысле скульптур и фонтанов на единицу площади, но и в том, как все это скомпановано и расположено. Да, деревья, липы, каменные дубы и грабы подстрижены, газоны ухоженные, но кроме помпезности и монументальности ничто не поражает и не радует глаз. Может, в эпоху Бурбонов это было величественно и прославляло мощь династии, но сейчас хочется иного. Хочется гармонии, но не гармонии правильных форм, а иной, более утонченной, изысканной и сложной, хочется не монументальности, а камерности, не масшатабности, а разнообразия, не прямолинейности, а загадочности. Сад не может быть таким простым, правильным, прямолинейным: практически весь сад расположен на одной оси. Это непростительно скучно! По саду надо блуждать, теряться и совершать собственные открытия — видов, неожиданных перспектив, цветовых сочетаний, игры форм. Основная ось сада, вдоль которой расположены, по восходящей, фонтаны, напоминает проспект. Просто обширными газонами и стриженными аллеями сегодня никого не удивишь. На скульптурные группы фонтанов, представляющие собой сцены из «Метаморфоз» Овидия, лучше смотреть издалека — вблизи они грубоваты. Если у вас хватит терпения и сил (а лучше приберегите их для английского сада, который действительно заслуживает внимания, и сядьте еще внизу, около дворца, на автобус, которые ходит каждые 15 минут и стоит 1 евро) добраться до фонтана Диана и Аттеон, вы будете вознаграждены чистой ледяной водой, стекающей белыми пенистыми потоками в бассейн фонтана. Издали это похоже на вплетенную в яркую зелень мха и папоротников гигантскую паутину.
Английский сад

Английский сад тоже был создан в угоду моде, и тоже в подражание версальскому малому Трианону. Но то ли английский ланшафтный архитектор (в ту эпоху он именовался попросту садовником) Грефер оказался талантливее итальянского архитектора Ванвителли, создавшего основной ансамбль парка, то ли «о вкусах не спорят», но английский сад Казерты понравился мне гораздо больше парка. Считается, что идея этого сада — места уединенных размышлений и ботанических экспериментов - была подсказана королеве Марии Каролине, приходившейся сестрой Марии Антуанетте, лордом Гамильтоном, посланником Британской королевы при дворе Бурбонов.
Зеленые лужайки, пальмы, прохлада даже в 38 градусную жару, потоки воды, образующие пруды и водопады... Вместо того, чтобы наслаждаться этим покоем, ненасытный посетитель (я) хочет во что бы то ни стало увидеть все!! Вот ведь человеческая натура до чего странно устроена! Вместо того, чтобы остановиться в понравившемся месте и наслаждаться им час или два, а то и весь день, человек (я), движимый жадностью (возможно, эта жадность и является в какой-то мере двигателем прогресса, но если в итоге такого прогресса оказываешься на краю пропасти, не лучше ли от него вовсе отказаться?) устремляется дальше и не останавливается ни под пальмой, ни на манящей лужайке с видом на островок с развалинами по моде 19 в, ни на скамеечке в тени какого-то представителя местной флоры. Вот так, галопом обежав весь парк, с кратковременными остановками на фото лилий, полуразрушенной оранжереи, статуй и гротов, и помочить ножки, приходишь к выводу, что хотел бы провести здесь целый день — следущий день как раз свободен! И что же? Вместо чудесного, прохладного Английского парка мы отправляемся в душный, раскаленный, не до конца освобожденный от мусора, небезопасный (уличные воры) Неаполь. Неаполь мне тоже понравился, но тоска по волшебной, вневременной и внепространственной атмосфере Английского сада осталась. Я не жалею, что увидела Неаполь, но жалею, что предпочла суматошность и хаос современного города уединенности и покою Английского сада Казерты.

















 

Сад Казерты